Социальная поддержка населения муниципального образования. Нормативно-правовые основы предоставления социальной помощи населению Эффективные практики социальной поддержки населения на муниципальном

Проблемы социальной защиты и социальной поддержки отдельных групп населения

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным граж

данам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений - оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения показаны на рис. 5.5.1.

Формы социальной поддержки

Денежные пособия Помощь Льготы Субсидии Компенсации в натуральной (скидки) (целевые средства (возмещение форме (продукты, при оплате для оплаты некоторых одежда) ряда услуг услуг) расходов) Рис. 5.5.1. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки на муниципальном уровне

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие.

1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потре

бительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.

2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.

3. Утрата жилища и имущества.

Нетрудоспособные о. CD I О с; оз о CQ I I CD Малоимущие Попавшие в экстремальные ситуации

Граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.)

^ CD CD Q_ LD CD

Пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.)

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов. Она представлена рис. 5.5.3.

Рис. 5.5.3. Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании. Примечание: муниципальные службы пенсионного обеспечения в настоящее время переданы в ведение Пенсионного фонда РФ

Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т. д.

Ниже рассмотрены основные направления деятельности муниципальных органов управления и учреждений социальной защиты населения.

Муниципальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, включает:

Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т. п.);

Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта

Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой

и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и т. п.).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления:

Определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов;

Определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидами Великой Отечественной войны для жилищного строительства;

Бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди);

Обеспечивают реализацию других мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.

Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. Они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.

Муниципальная поддержка семьи, материнства и детства

Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере предполагает их участие в решении следующих государственных задач:

Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

Улучшение охраны здоровья семьи;

Увеличение помощи семье в воспитании детей;

Содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

Поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций;

Развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Система муниципального управления

Органы местного самоуправления:

Стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей;

Создают органы опеки и попечительства, осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

Исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют па приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения;

Осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;

Обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. все перечисленные функции (за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные полномочия.

Муниципальная поддержка лиц, оказавшихся в критических ситуациях

К числу таких лиц относятся лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.

Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и т. п.

Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т. е. в отделениях дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и т. п.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального

Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой

сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль над соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Они предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Финансирование социального обслуживания населения

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания, как муниципальные, так и иные, пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Однако, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее время не позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечение населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и нормативным объемом финансирования. В связи с этим возникает множество проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.

Наблюдается тенденция к передаче исполнения ряда государственных социальных функций с муниципального (в виде государственных полномочий) на федеральный уровень. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций на федеральный уровень избавляет муниципальные органы от лишних финансовых и материальных затрат, сокращает количество муниципальных служащих, а гражданам позволяет лучше ориентироваться в системе органов власти, точнее судить об их характере и статусе. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты. Могут снизиться качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания, гибкость и плодотворное реагирование на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.

Система муниципального управления

Вопросы для самоконтроля

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддержки населения в муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. В чем состоят основные особенности социальной поддержки населения на муниципальном уровне?

В качестве неотъемлемого элемента демократического устройства выступает государственная социальная поддержка. Это явление зародилось еще на начальном этапе развития человечества и основывалось на ритуалах, традициях, нормах и обычаях. Помощь людям в поддержании их физической жизни, удовлетворении первостепенных потребностей способствовала их приспособлению к неблагоприятным условиям среды, сохранению преемственности и целостности культуры. Рассмотрим далее, как сегодня осуществляется социальная поддержка населения.

Общие сведения

В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

Основные направления

На правительственном уровне разрабатываются специальные программы, целью которых выступает социальная поддержка:


Предпосылки к возникновению деятельности

В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, которые не имеют имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и те, кто не в состоянии работать по причине возраста, наличия заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Все эти люди не смогут прожить, если им не будет оказана помощь. Правительство заинтересовано в обеспечении поддержки населения по ряду причин. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Обязанность власти создать условия для достойной жизни людей. Она провозглашается Всеобщей декларацией, которая действует во всех цивилизованных странах.
  2. Любая страна стремится к расширенному воспроизводству квалифицированных работников.
  3. Социальная поддержка граждан стимулирует экономическое положение разных слоев и групп общества, снижая, таким образом, внутреннее напряжение в стране.

Принципы защиты

Цивилизованный рынок может нормально функционировать только при расширении и углублении социального обеспечения населения. В широком смысле защита людей представляет собой определенное направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав людей и минимальных гарантий. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Другими словами, защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и соцзащиты следует учитывать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, индивида, семьи. Главной целью защиты выступает стремление оказать конкретным людям необходимую помощь в сложных ситуациях.

Социальная поддержка граждан в России

Система защиты находится в стране в стадии формирования. С течением времени она превратится в качественно новую, многопрофильную, самостоятельную отрасль экономики. На сегодняшний день в системе занято порядка 400 тыс. сотрудников, работает больше 16 тысяч учреждений. В неблагоприятных демографических условиях, при повышении требований к качеству услуг социальная поддержка направлена на:

  1. Эффективное распределение средств бюджета на решение приоритетных задач.
  2. Улучшение благосостояния незащищенных категорий.
  3. Более активное внедрение системы адресной помощи нуждающимся.
  4. Развитие системы услуг для населения, расширение ассортимента и улучшение их качества.
  5. Формирование благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями.
  6. Усовершенствование материально-технической базы учреждений соцзащиты.

Все эти мероприятия являются правительственными задачами. На их решение выделяются бюджетные средства.

Региональная политика

Социальная поддержка на уровне субъектов России имеет более узкую направленность. Упор в региональной политике делается на:

  1. Усовершенствование системы защиты, использование индивидуального подхода, проведение оптимизации затрат на содержание объектов соц. сферы при сохранении должного уровня качества услуг, развитие кадрового обеспечения.
  2. Предоставление материальной помощи в натуральном или денежном виде.
  3. Внедрение новых мер социальной поддержки.
  4. Обслуживание в соответствующих учреждениях.
  5. Оказание медицинской и юридической помощи.
  6. Предоставление субсидий и льгот.

Результаты мероприятий

Концентрация усилий власти в социальном направлении позволит:

Финансовое обеспечение

В соответствии со ст. 61 ФЗ № 131, выравнивание степени бюджетной обеспеченности в муниципальных районах (городских округах) осуществляется посредством предоставления дотаций из соответствующих фондов. Распределение средств производится в порядке, сформулированном в законе субъекта РФ согласно требованиям БК. При этом учитываются финансовые возможности местных органов реализовывать свои полномочия по решению территориальных задач. Распределение дотаций из региональных фондов осуществляется между МО, в которых уровень расчетной обеспеченности средствами бюджета не превышает установленные показатели для муниципальных районов (городских округов). Определение значений производится по методике, утвержденной региональным законом согласно требованиям БК. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, часть региональных дотаций может быть предоставлена каждому МО в расчете на одного жителя. БК предусматривает случаи, в которых региональным законодательством может формулироваться разный порядок расчета указанной доли средств.

Альтернативное обеспечение

Указанные выше дотации могут частично либо полностью заменяться дополнительными нормативами по отчислениям от региональных и федеральных сборов и налогов в муниципальные бюджеты. Порядок их расчета формулируется законодательством субъекта РФ согласно требованиям, установленным в БК. Распределение дотаций региональных фондов поддержки либо заменяющих их дополнительных нормативов утверждается на региональном уровне на предстоящий финансовый год.

Меры социальной поддержки

Семей, нуждающихся в материальном обеспечении, сегодня в стране достаточно много. На правительственном уровне разработаны программы, в рамках которых производятся разовые и регулярные выплаты. В частности, одним из видов помощи выступает материнский капитал. Что касается инвалидов, военнослужащих, лиц, потерявших кормильцев, для них предусмотрены ежемесячные пенсионные выплаты. Активно осуществляется социальная поддержка детей. Родители имеют право на получение ежемесячных выплат на каждого ребенка. Кроме финансовой помощи, в рамках правительственных программ предусмотрено:

  • Содержание и обслуживание нуждающихся в стационарах.
  • Профобучение, трудоустройство инвалидов, медицинская, протезно-ортопедическая помощь, реабилитационные мероприятия, льготы по оплате коммунальных услуг и прочее.

Несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется правительством в разных направлениях. Региональные власти разрабатывают дополнительно собственные программы обеспечения этих лиц. Основной Закон о социальной поддержке несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки, - ФЗ № 159. Этот нормативный акт формулирует основные направления обеспечения их защиты. Деятельность региональных структур осуществляется в сферах:

  1. Образования.
  2. Здравоохранения.
  3. Жилищного обеспечения.
  4. Трудоустройства.

Образование

Дети-сироты имеют право на:


Помимо этого, дети-сироты, кроме тех, кто во время получения образования потерял единственного или обоих родителей, имеют право на:

  1. Повышенную стипендию.
  2. Ежегодное пособие на покупку письменных принадлежностей и учебной литературы.
  3. 100% зарплаты, начисленной за время производственной практики.

Здравоохранение

Детям-сиротам предоставляется бесплатное обслуживание и оперативное лечение в медучреждениях, диспансеризация, регулярные медосмотры, оздоровление. Эти лица получают также путевки в студенческие/школьные профилактические лагеря труда и отдыха. При наличии медицинских показаний, им предоставляется направление на санаторно-курортное лечение. При этом проезд до места и обратно оплачивается за счет государства.

Трудоустройство

В профессиональной сфере дети-сироты получают следующие гарантии:

  • Для лиц, впервые ищущих работу и зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, предоставляется пособие на протяжении полугода. Его размер - средняя величина зарплаты по конкретному региону.
  • Работающие лица в случае ликвидации предприятия или сокращении персонала обеспечиваются нанимателем или его преемником профессиональной переквалификацией с последующим трудоустройством.

Жилищный вопрос

Дети-сироты обладают правом на однократное получение жилья из специализированного фонда по договору найма. При этом площадь предоставляемого помещения должна соответствовать установленным нормативам по метражу на человека. Срок действия договора - 5 лет. Если по окончании этого периода лицо, проживающее в помещении, будет находиться в сложной жизненной ситуации, документ может быть продлен еще на 5 лет. Возможность перезаключения договора предоставляется однократно. Право на получение жилплощади имеют лица, не обладающие собственным помещением, или если оно есть, но нахождение в нем невозможно (при пребывании в нем лишенных прав родителей, несоответствии санитарно-техническим нормам и так далее). Эта возможность сохраняется за лицами, достигшими возраста 23 лет до фактического получения жилья. Для предоставления площади необходимо написать соответствующее заявление по достижению гражданами 18 лет и завершения срока пребывания их в спецучреждениях, после окончания службы в армии. Документ может подать несовершеннолетнее лицо в возрасте 14 лет по согласию попечителей или опекунов. Если этого сделано не было, то гражданин по достижению 18 лет пишет заявление самостоятельно.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.
Социальная защита и поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, ОМСУ лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения :1)денежное пособие, 2)продукты, одежда, 3)Льготы, 4)Субсидии(целевые средства для оплаты услуг), 5)Компенсации. Муниципальная политика в области социальной защиты и поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки
на муниципальном уровне. К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие.
1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.
2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.
3. Утрата жилища и имущества.

90 Цели, f и методы мун упр-ия

МУ – это особый вид управл.деят-ти и означает деят-ть местных органов власти на уровне МО, направлен на удовлетворение кол-х интереснов и потребностей населения.

Задачи МУ: *создание эф-ной с-мы МУ конкретного МО;*разработка, принятие устава МО, контроль за его исполнением, разработка и вненсение в устав МО изменений и дополнений;*орг-ция упр-ия гор.хоз-вом, как сов-тью предприятий и орг-ций разл-х форм собст-ти;*разработка благовременных прогнозов и планирование комплексного развития МО.

F МУ- Это определённые виды властных организующих воздействии ОМС, направленных на воздействие на урегулирование процессов МО. Ф-ции:*планирование (разработка последовательных целей и задач, ориентир-х на поддержание жизн.уровня населения);*организация(создание структуры упр-ния, в α сущ-т пр-с объединения людей и средств д/ достижения цели);*координация(регулирующее воздействие субъекта на объект упр-ния, направлен на ликидацию отклонений от заданного режима и перевода объекта упр-ния в запланированное состояние);*контроль(сравнение всех параметров состояния объекта упр-нияс параметрами перевода в заданное состояние.)

МУ как процесс воздействия субъекта упр-я на управляемый объект осущ-ся с помощью методов упр-я.

Метод МУ - способ, средство, прием воздействия субъекта упр-ия (органа, руководителя) на коллективы людей или отдельных их членов как объектов упр-ия д/ достижения целей упр-ия. Классификация: По содержанию:1) экономические,административные,соц-псих методы. 2) С учетом направленности: С, О воздействия; 3)По уровню применения . Административные методы – осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты упр-ия в различной категоричной форме: постановления, распоряжения, приказа, указания.*Постановление – ПА, принимаемый в целях разрешения наи> важных задач развития и ж/д-ти МО. *Распоряжение ПА издаваемый ДЛ, в пределах их компетенции (1-й зам.губ-ра, мэра). *Приказ ПА , издав-мый руков-ми подразделений, по решению операт-х задач. Руководители органов МУ и их структурных подразделений имеют право давать указания подчинённым им работникам в пределах их компетенции.

Организационные методы - сов-ть организационных воздействий С на О, а также на самого себя. *Регламент нормативных документов, чёткий порядок; *Орг-но-методич. инструктирование – разраб-ка и утверждение органами МУ различного рода инструкций д/ предпр-й и орг-й, а также граждан.

Экономические методы – базируются на материальных интересах людей. Планирование СЭР - процесс направленный на комплексное развитие МО; Стратегич. планирование - выдвижение целей и стратегий на долгосрочн переспективу; Хоз.расчёт – соизмерение затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом; Ценовая политика -сист приоритетов, лежащих в основе деятельности ОМСУ в сфере регулирования цен и тарифов, отнесенных к их комперенциии; Бюджетная политика - увел доходной части бюджета, оптимизация расходов, контроль Инвистици.политика- деят ОМСУ по привлечению и денежных средств; Мун заказ -сов-ть заключенных мун контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного б. Соц-псих методы. Социальное нормирование –уставы обществ-х орг-й и др. Социальное регулир-е – договоры, взаимные обязательства. Моральное стимулирование – публичное объявление благодарности за хорошую работу. Методы упр-я группами – авторитарные, демократические, либеральные методы. Психологические методы – создания оптимального психологического климата.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основными формами социальной поддержки отдельных групп населения являются: денежные пособия, помощь в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки) при оплате ряда услуг, субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Основными критериями оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне являются: 1) низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества; 2) нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания; 3) утрата жилища и имущества .

  • · Нетрудоспособные: пенсионеры, дети, инвалиды, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);
  • · Малоимущие;
  • · Попавшие в экстремальные ситуации: (безработные, беженцы и переселенцы, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты (рисунок 4).

Социальное обслуживание осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", учреждения социального обслуживания - как муниципальные, так и иные - пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

Рисунок 4 - Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

В современном законодательстве наблюдается тенденция к передаче исполнения функций социального обслуживания с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам РФ делает эту систему менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты .

УДК 364 ББК 60.82

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н.Л. Тропникова, к.э.н.

О.И. Чиркова, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» Е-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация

В статье анализируется актуальность предоставления социальной поддержки населению на муниципальном уровне с учетом изменений в законодательстве РФ. Рассмотрен опыт органов местного самоуправления г. Мурманска в исследуемой сфере.

Ключевые слова: местное самоуправление, социальная поддержка, муниципальная целевая программа, доступная среда жизнедеятельности.

Как известно, существуют три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. На этом же уровне утверждается бюджет, который направлен на осуществление централизованного финансирования направлений социального развития, кроме того, определяются перечни категорий населения, которым обеспечивают социальную защиту и несут ответственность за это федеральные органы власти. На уровне региональной социальной политики решаются задачи по обеспечению комплексного, сбалансированного развития территорий. В целом те или иные положения федеральных решений конкретизируются и дополняются специфическим содержанием, а также вырабатываются механизмы привязки этих решений к региональным проблемам. Местный уровень позволяет в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики1.

В числе задач муниципальной социальной политики следует выделить организацию социальной защиты населения. Значимость данной деятельности органов местного самоуправления определяется, во-первых, тем, что к проблеме бедности населения ближе всего находятся именно муниципальные органы власти. Во-вторых, знание местной практики позволяет более точно учесть реальные возможности муниципалитетов по реализации социальной поддержки населения.

Рассматривая социальную помощь как деятельность, направленную на оказание поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что на уровне муниципалитета эта деятельность осуществляется в форме оказания социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки, социального обслуживания, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними и др.

Со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения и отнесены к компетенции субъектов РФ2. Перечень социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, значительно сократился.

Вместе с тем сегодня органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах социальной защиты. Например, они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным

законодательством, жилищных субсидий и местных пособий, а также реализуют адресный подход к организации социальной помощи. Именно на муниципальном уровне конкретно выявляются адресаты помощи - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане. Определяются условия ее предоставления - наступление трудной жизненной ситуации, критерии предоставления - доход ниже величины прожиточного минимума и виды помощи - денежная, натуральная, помощь в виде услуг.

Закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам, решаемым на муниципальном уровне. На основе региональных норм и нормативов органы местного самоуправления могут разрабатывать местные социальные стандарты, нормы и нормативы, учитывающие специфику муниципального образования.

Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому муниципальные образования имеют возможности вести работу по организации системы социальной защиты населения своих территорий.

Несмотря на то, что полномочия по организации предоставления услуг социального обслуживания законом отнесены к компетенции субъектов РФ, в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ организуется работа комплексных центров социального обслуживания населения (например, в Астраханской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Тюменской областях), предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям и семьям с детьми, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на обслуживание и получение услуг в муниципальных учреждениях социальной сферы социально-бытовой направленности (в муниципальных учреждениях здравоохранения, образования, культуры, муниципальных аптеках и др.). Например, целью деятельности Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения (кратко -Мурманский КЦСОН) является предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности. Для достижения цели указанное учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды основной деятельности: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в полустационарной форме. В соответствии с данными видами основной Мурманский КЦСОН оказывает следующие услуги в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому: социально-бытовые услуги; социально-психологические услуги; социально-медицинские услуги; социально-педагогические услуги; социально-трудовые услуги; социально-правовые услуги; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги3.

В этой связи, в создавшихся условиях имеется потребность в обобщении опыта деятельности муниципальных образований по социальной поддержке населения своих территорий.

Все вышесказанное в полной мере относится к муниципальному образованию городской округ г. Мурманск.

Город Мурманск является административным центром Мурманской области, а также одним из центров Баренцева Евро-Арктического региона. Отметим также, что площадь территории муниципального образования г. Мурманск - 155 кв. км, что составляет 0,1%

территории Мурманской области. В состав города входят три административных округа -Ленинский, Октябрьский и Первомайский. Население города составляет 298 096 чел.

Органы местного самоуправления г. Мурманска, несмотря на изменения в законодательстве РФ, понимают значимость вопросов социальной защиты населения, и реализуют право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий жителей города за счёт средств бюджета муниципального образования.

Одним из механизмов реализации муниципальной социальной политики, используемым администрацией г. Мурманска, является разработка и реализация муниципальных целевых программ. Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, срокам, материально-техническому обеспечению, исполнителям. Как правило, реализация программ направлена на достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Порядок разработки и принятия муниципальных целевых программ утверждается органами местного самоуправления.

Главной муниципальной программой (МП) в сфере социальной защиты населения города Мурманска является муниципальная программа «Социальная поддержка» на 20142019 гг.

МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. разработана с целью снижения основных социально-экономических проблем населения и обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения.

К основным задачам муниципальной программы относится следующее4:

Обеспечение развития семейных форм устройства и оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

Обеспечение доступности и качества дополнительных мер социальной поддержки;

Обеспечение реализации мероприятий в сфере предоставления населению города Мурманска дополнительных мер социальной поддержки и оказания социальной помощи;

Повышение эффективности реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с упразднением поселка городского типа Росляково;

Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры г. Мурманска.

На реализацию мероприятий в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 470 051,6 тыс. руб. Они включают средства бюджетов муниципального образования, а также областного и федерального бюджетов. Как показал анализ, в 2016 г. на осуществление программных мероприятий освоены средства в размере 463 918,9 тыс. рублей или 98,7% от общего объёма запланированных средств5.

Кроме того, в составе муниципальной целевой программы реализуется и ряд подпрограмм:

Подпрограмма «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 2014-2019 гг.;

Подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг.;

Подпрограмма «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории г. Мурманска» на 2017-2019 гг.

Так, к примеру, целями подпрограммы «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 2014-2019 гг. являются:

Обеспечение развития семейных форм устройства;

Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

На реализацию мероприятий подпрограммы в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 393 101,3 тыс. руб. Фактически освоено 390 527,5 тыс. руб. или 99,3% от общего объёма запланированных средств.

Проведенный анализ выполнения мероприятий подпрограммы показал, что к концу 2016 г. общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 1 394 человека. Это меньше, чем год назад на 3,5% и указывает на положительную тенденцию работы по поддержке детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о совершенствовании работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Да и в целом целенаправленная работа с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет сохранить детям кровную семью, сократить количество родителей, ограниченных в родительских правах или лишенных родительских прав.

Отметим, что предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством относится к обязательствам субъектов РФ. Поэтому муниципальным образованиям (городским округам) средства предоставляются в виде субвенций из регионального фонда компенсаций. Такой подход позволяет в полном объеме предоставлять меры социальной поддержки детям вышеуказанной категории за время пребывания в семье опекуна (попечителя), приемного родителя.

По итогам 2016 г. количество приемных родителей, которым предоставлялись выплаты, составило 165 человек (112,2% от плана). Как видим, выплата лицам, осуществляющим социальный и постинтернатный патронат, выполнялась в полном объеме. Кроме того, предоставлялась ежемесячная жилищно-коммунальная выплата, она предоставлена 561 ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей (96,7% от плана). Было приобретено 111 квартир общей площадью 3 380,7 кв.м детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это мероприятие исполнено в 2016 г. на 122%. В 2016 г. было отремонтировано 13 квартир (100% от запланированного количества), закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. Анализ показал, что реализация мероприятий подпрограммы в 2016 г. осуществлялась согласно утвержденному плану работ.

Следующая подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. разработана для обеспечения доступности и качества дополнительных мер социальной поддержки.

Эта подпрограмма содержит дополнительные меры социальной поддержки граждан, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации. В данном случае органы самоуправления г. Мурманска реализуют адресный подход к организации социальной помощи.

В дополнительных мерах социальной поддержки нуждаются трудоспособные граждане, семьи, имеющие детей, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Мурманской области. К ним относятся многодетные семьи; неработающие пенсионеры; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов; неполные семьи; ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня количество обращений за материальной помощью данных категорий граждан достаточно велико. На практике, чаще всего люди обращаются по вопросам оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских услуг, приобретения предметов первой необходимости.

На реализацию данных мероприятий в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 39 405,6 тыс. руб.

Фактически освоено 39 066,7 тыс. руб. или 99,1% от общего объёма запланированных средств.

В 2016 г. осуществлялась реализация следующих мероприятий6:

Финансирование общественных работ - трудоустроено 150 человек (100% от плана);

Оказание материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (на приобретение лекарств, предметов первой необходимости, получение медицинских услуг, на оформление документов, удостоверяющих личность, приобретение проездных документов) - охвачено 2 697 человек (99,9 % от плана);

Оказание материальной помощи инвалидам - охвачено 179 человек (89,5% от плана);

Предоставление единовременной материальной помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в связи с празднованием Дня Победы, охвачено 236 человек (100% от плана);

Организация мероприятий по ремонту квартир ветеранов Великой Отечественной войны - отремонтировано 6 квартир (40% от общего числа стоящих в очереди на проведение ремонтных работ);

Реализация положения о звании «Почетный гражданин города-героя Мурманска».

В целом, реализация мероприятий подпрограммы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. осуществлялась в 2016 г. своевременно, согласно утвержденному плану работ.

Следует особо отметить роль подпрограммы «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Мурманска» на 2017-2019 гг.

Проблема формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в настоящее время достаточно актуальная. Объясняется это наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В г. Мурманске их число насчитывает более 12,4 тыс., что составляет около 4% от всего городского населения. Кроме того, говоря о проблеме доступности объектов городской инфраструктуры, не стоит забывать о других, так называемых маломобильных, группах населения: пожилых людях, маленьких детях, матерях с колясками и т. д.

В этой связи, администрацией города сформирована рабочая группа по содействию в создании условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и иных маломобильных групп на территории муниципального образования город Мурманск. Рабочая группа координирует деятельность в рамках данной подпрограммы.

В таблице 1 представлены основные мероприятия данной подпрограммы7.

Таблица 1 - Мероприятия подпрограммы «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Мурманска»_

Оснащение техническими средствами реабилитации, адаптация конструкции зданий, внутренних помещений Меры по улучшению доступности к объектам транспортной инфраструктуры Предоставление специализированных услуг Прочее

Оборудование зданий (сооружений) внешними и внутренними пандусами - обустройство парковочных мест для инвалидов - предоставление услуг (медицинских, бытовых) на дому - оказание материальной помощи инвалидам

Монтаж специализированных поручней (перил) - ввод в эксплуатацию специализированных транспортных средств - предоставление адаптированных услуг учреждениями культуры - содействие в социально- трудовой реабилитации молодых инвалидов

Установка подъемных устройств (лифтов), устройств вызова персонала - оснащение светофорных объектов звуковой системой «Триоль» - разработка и реализация социальных акций в целях дополнительной поддержки отдельных категорий граждан - проведение культурно-досуговых и спортивных мероприятий

Ремонт лестниц, оснащение объектов специализированным покрытием - контроль соответствия нуждам маломобильных групп при проектировке строительства и ремонта зданий

Реализация вышеназванных мероприятий позволит к 2020 г. увеличить количество объектов, на которых созданы условия для безбарьерного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

Формирование доступной среды жизнедеятельности в городе Мурманске является важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в общественной жизни. К тому же реализация мероприятий подпрограммы позволит создать людям с ограниченными возможностями необходимые условия для равноправного участия в жизни общества.

Подводя итог, отметим, что реализация мероприятий МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. в 2016 г. характеризуется высоким уровнем эффективности и оценена высшим баллом - 5.

Такую же высокую оценку получили и две подпрограммы: «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» и «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Ниже в таблице 2 представлены результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. по итогам 2016 г.

В таблице обозначение «ДИП» означает оценку достижения плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограммы, а обозначение «ПФ» - оценка полноты финансирования муниципальной программы, подпрограммы8.

Таблица 2 - Результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы по итогам 2016 г._

Наименование программы ДИП ПФ Пояснения

Высокий уровень эффективности Оценка - 5 баллов

МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. 1,01 0,90 Программа характеризуется полным достижением запланированных индикаторов при не освоении части финансовых средств

Подпрограмма «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 20142019 гг. 1,03 0,99 Оценка - 5 баллов Программа характеризуется практически полным освоением запланированных финансовых ресурсов при незначительном перевыполнении ряда индикаторов

Подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. 0,99 1,00 Оценка - 5 баллов Программа характеризуется практически полным освоением запланированных финансовых ресурсов, что позволило выполнить все запланированные индикаторы

Итак, анализ хода реализации муниципальной программы и подпрограмм показал, что все мероприятия в основном выполнены на 100%. Не выполнены полностью лишь следующие мероприятия:

Оказание материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (на приобретение лекарств, предметов первой необходимости, получение медицинских услуг, на оформление документов, удостоверяющих личность, приобретение проездных документов) - охвачено 2 697 человек (99,9% от плана);

Оказание материальной помощи 179 инвалидам (89,5% от плана; общее количество инвалидов, получивших материальную помощь, определялось на основании ходатайств общественных организаций).

Кроме того, по итогам 2016 г. дополнительные меры социальной поддержки оказаны 5 775 гражданам.

Вместе с тем, несмотря на то, что реализация мероприятий по социальной поддержке населения г. Мурманска позволяет обеспечивать защиту социально уязвимых категорий населения, вопросы дальнейшего совершенствования деятельности администрации г. Мурманска в этой сфере остаются актуальными.

В связи с этим органы местного самоуправления г. Мурманска рассматривают как приоритетные следующие направления работы в сфере социальной защиты населения:

1. Создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории г. Мурманска.

Продолжается реализация мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов. Обеспечиваются также условия доступности жилых помещений для инвалидов.

2. Повышение доступности и качества муниципальных услуг в социальной сфере на основе поэтапного увеличения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

Следует отметить, что еще в декабре 2014 г. в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2019 гг. ставилась задача расширения привлечения негосударственных организаций. Решение этой задачи направлено на снятие препятствий доступа негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг, а также на повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг. В дальнейшем, в 2016 г. в РФ принят ряд комплексных документов, расширяющих доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за бюджетный счет.

В Мурманской области зарегистрировано в настоящее время 1040 некоммерческих организаций, из них - 119 НКО (около 18%) осуществляют деятельность в сфере социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан. Основное число

некоммерческих организаций расположено в г. Мурманске, где сосредоточено более 62% от общей численности НКО. Сейчас при администрации г. Мурманска создана рабочая группа по развитию немуниципального сектора услуг в социальной сфере. Она несет ответственность за разработку, реализацию и мониторинг исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по поддержке доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере. Так, например, в 2016 г. финансовую поддержку на конкурсной основе получила Мурманская городская общественная организация ветеранов войны и военной службы (проект «Ветераны всегда в строю» - 115 тыс. руб.).

3. Подготовка и реализация проектов муниципально-частного партнерства (МЧП).

При этом учитывается, что проекты партнерства в сфере социальной поддержки и защиты граждан преимущественно носят локальный характер, реализуются на местном территориальном уровне, а их инициаторами выступает, как правило, муниципальная администрация. Поэтому особое значение имеет формирование нормативно-правовой базы, что способствует снижению рисков и разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации проектов. С этой целью в администрации г. Мурманска подготовлены нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов, устанавливающие порядок реализации проектов. Утверждены Правила взаимодействия публичного партнера, уполномоченного органа, структурных подразделений администрации г. Мурманска при разработке предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства.

Таким образом, органы местного самоуправления г. Мурманска обеспечивают условия для максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения с учетом изменений в законодательстве РФ. Дальнейшая реализация приоритетных направлений будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты населения города, а значит и формированию сильного и социально-эффективного местного самоуправления, сохранению в муниципальном образовании городской округ г. Мурманск социальной стабильности.

Примечания

1 Волгин А.Н., Егоров В.К. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: Альфа-Пресс, 2012. С.25 568 с.

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Опубликовано на сайте «СПС Консультант+» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

3 Официальный сайт Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения. URL: http://kcson-murmansk.ru/

4 Об утверждении Муниципальной программы города Мурманска ««Социальная поддержка» на 2014-2019 годы: Постановление администрации города Мурманска от 12.11.2013 № 3232 (в ред. Постановления от 20.12.2016 № 3845) // Администрация города Мурманска. URL: https://citymurmansk. ru/strukturnye_podr/?itemid=3 0#descr.

5 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -Электрон.текст. дан. -URL: http://ritymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

6 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -URL: http://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

7 Об утверждении Муниципальной программы города Мурманска ««Социальная поддержка» на 2014 - 2019 годы: Постановление администрации города Мурманска от 12.11.2013 № 3232 (в ред. Постановления от 20.12.2016 № 3845) // Администрация города Мурманска. - URL: https://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

8 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -URL: http://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

SOME FEATURES OF THE SOCIAL ASSISTANCE AT MUNICIPAL LEVEL

N.L. Tropnikova, PhD. econ. Sciences O. I. Chirkova, PhD. ped. Sciences, associate professor South-Ural Institute of Management and Economics, E-mail: [email protected]

The article analyzes the relevance of the provision of social support to the population at the municipal level, taking into account changes in the legislation of the Russian Federation. The experience of local authorities of the city of Murmansk in the study area.

Keywords: local government, social support, municipal target programme, accessible environment of life activity.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!