Бороться с системой террора нужно но необходимо изменить подходы и методы этой борьбы. Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой Но и бороться с

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» № 25.2005

БОРОТЬСЯ С СИСТЕМОЙ ТЕРРОРА НУЖНО

НО НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ЭТОЙ БОРЬБЫ

Леонид ИВАШОВ

вице-президент Академии геополитических проблем,

генерал-полковник

Почти пятилетняя масштабная, общепланетарная кампания по борьбе с международным терроризмом завершилась кровавой драмой в Лондоне. Причем это не просто очередная серия терактов, это - политический вызов самым развитым, самым мощным странам мира, лидеры которых в те же дни собрались в Шотландии в формате "восьмерки".

Кстати, именно страны "восьмерки" являются самыми активными борцами с террором. Так что можно говорить о провале этой самой борьбы.

Пока террористами атакованы столицы четырех из этих стран - США, России, Испании и Великобритании. В этой связи важно выявить то общее в политике этих государств, что побуждает экстремистские организации нацеливать свои удары по их территории.

Наиболее очевидной является версия "наказания" за вторжение войск США, Великобритании и Испании в Афганистан и Ирак, а также за намерения атаковать Иран и Сирию. Поэтому исламское движение сопротивления в лице не только фанатичных исламистских группировок, но и просто патриотически настроенных граждан исламских государств, а также мусульман, проживающих в западных странах, настроено против оккупантов, против политики вооруженной экспансии.

А настроения, особенно перерастающие в убеждения, имеют тенденцию конвертироваться в конкретные действия, в том числе и террористические. Таких людей, считающих себя в состоянии войны с теми, кто пришел в их мир с оружием в руках навязывать так называемую "демократию и свободу", - миллионы. И они просто переносят военные действия на территорию своих противников. Так поступают все воюющие страны и коалиции, так поступали и США, и Великобритания в годы Второй мировой войны.

Цели тех, кто осуществляет теракты, тоже очевидны. Это не военная победа над противником и не разгром его вооруженных сил. Здесь и оружие совершенно иное - информационно-психологическое.

С его помощью оказывается мощное давление и принуждение с помощью своих же граждан отказаться от участия в военных операциях на территории исламских стран. С Испанией такая штука получилась. Возникает соблазн: почему бы не проделать подобные операции с другими?

В союзниках у террористов выступают прежде всего СМИ. Подобный симбиоз превращается в своеобразное оружие массового поражения. При этом одновременно поражение наносится десяткам (если не сотням) миллионов граждан, сознание людей поражается синдромом страха. И здесь средства массовых коммуникаций, особенно телевидение, играют решающую роль, доводя до сведения миллионов людей кровавые картинки с места события.

Другими союзниками террористов выступают правительства и стоящие у власти политические партии многих стран мира, и прежде всего стран, подвергшихся террористической атаке. Под лозунгом борьбы с террористическим злом достигаются значимые результаты во внешней и внутренней политике.

События 11 сентября 2001 г. дали повод администрации Дж. Буша решить следующие глобальные задачи:

Разрушить принципы межгосударственных отношений, заложенные в ялтинско-потсдамской системе послевоенного мироустройства;

Освободиться от пут трехполярной (СССР, США, Движение неприсоединения) системы сдержек и противовесов и сделать заявку на однополюсный мир;

Вторгнуться в важнейшие геостратегические районы мира, выстроив в колонну поддержки своих действий не только союзников по НАТО, но и геополитических соперников, включая Россию и Китай, в чью зону влияния, собственно, и вторглись американцы;

Овладеть богатейшими запасами энергоресурсов.

По поводу последней цели известный американский аналитик Н. Чомски пишет: "Наши руководители не сумасшедшие вовсе. Просто им, наконец-то, представился исключительный случай реализовать стародавние планы по захвату вторых по величине в мире после Саудовской Аравии нефтяных месторождений". Добавим, что вторжением в Ирак Дж. Буш расплачивается не только с нефтяными компаниями, но и с американским ВПК, также вложившим в его победу на президентских выборах сотни миллионов долларов. Лондон своей безудержной поддержкой администрации Буша также желает полакомиться иракской нефтью и подпитывать военными заказами свои предприятия ВПК.

Что касается внутренних задач, решаемых в ходе терактов правительствами "пострадавших" стран, то среди них можно обозначить следующие: подавление оппозиционных сил, ужесточение полицейского режима в стране, психологическую подготовку населения к поддержке любых внешних акций, включая военную агрессию против других государств.

Инструментом для достижения указанных целей выступает страх, тиражируемый СМИ. "Этот страх, - пишет в еженедельнике "Фрайтаг" Н. Чомски, - одно из важных средств в политике "партий войны"... Они хотят войны, поскольку война усугубляет чувство страха. Запуганное население помалкивает, оно склоняется перед властью: Американцы должны находиться в соответствующем расположении духа (то есть в страхе. - Прим. автора). Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они раздумывали о пенсиях или системе здравоохранения".

В одних ситуациях с терактами власть просто использует этот трагический момент в своих интересах. Но не будем исключать и ситуацию, при которой та же власть выступает в качестве заказчика теракта и не только за рубежом, но и на территории своей страны. В это трудно поверить, но ряд признаков может свидетельствовать об этом. В той же Америке в преддверии 11 сентября 2001 г. были приняты решения, облегчающие совершение акции. В Великобритании буквально накануне терактов была снижена степень готовности к отражению террористической угрозы. И это, напомним, в момент, когда в Шотландии собиралась "восьмерка" глав государств, что, как правило, наоборот вызывает беспрецедентное повышение мер безопасности.

В пользу этого вывода говорит и взаимное недоверие спецслужб стран антитеррористической коалиции, скрывающих друг от друга информацию о террористической сети. Да и пресловутую "Аль-Каиду" (если она существует как развитая сеть), похоже, серьезно никто не ищет. Скорее она и другие структуры экстремистского типа находятся на подряде у спецслужб, наркокартелей, ТНК. Это, кстати, подчеркивал И. Каримов, президент Узбекистана, говоря об организаторах трагедии в Андижане.

Возвращаясь к событиям в Лондоне, подчеркнем то обстоятельство, что именно Великобритания наиболее плотно, чем любая европейская страна, насыщена штаб-квартирами экстремистских организаций, даже тех, кому запрещено быть в большинстве исламских государств. Там же скрываются и наиболее одиозные лидеры чеченских боевиков, концентрируются финансовые ресурсы.

С одной стороны, подобная ситуация всегда рискованна для самой Великобритании, но с другой - это и массивный источник информации о террористической сети, и, одновременно, оружие спецслужб против друзей-соперников.

Сегодня принято говорить о терроре как о глобальном явлении. Можно согласиться с этим, если к нему относить терроризм коалиционный (НАТО против Югославии, коалиция против Ирака), межгосударственный, внутригосударственный, религиозный, цивилизационный. Но тогда выводятся из обихода такие понятия, как агрессия, вмешательство во внутренние дела другого государства, оккупация, колониализм, национально-освободительное движение, право на индивидуальную и коллективную самооборону и т. д. И этот камуфляж - тоже политика, политика осознанная, подменяющая понятия.

К сожалению, приходится констатировать, что инициатором раскрутки террора явились западная цивилизация, политика военной и экономической экспансии, насаждение потребительских ценностей, низкопробной морали, универсализация политических систем, бездуховность, пропаганда насилия. Все это, продвигаемое под флагом свободы и демократии, бумерангом возвращается в столицы западных государств.

И еще одна особенность современного террора: он все больше и больше приобретает, согласно С. Хантигтону, черты "столкновения цивилизаций". И опять же западные державы выступают инициаторами этого процесса. В событиях 11 сентября 2001 г. и 7 июля 2005 г. сразу же за взрывами в общественное сознание продвигается "исламский след". Причем делается это сначала на уровне предположений, бездоказательно, затем информация, просочившаяся из государственных структур, тут же тиражируется, и в головах населения формируется образ бородатого мусульманина с взрывчаткой наперевес. На телеэкраны вновь вытаскивается Усама бен Ладен, и дежурным голосом он подтверждает участие в теракте "Аль-Каиды".

В ситуации с нью-йоркскими башнями-близнецами сразу были обозначены направления американской атаки: система международного права (принципы Устава ООН), иракская нефть, антиамериканские мотивы в политике саудовского режима.

Что принесет акция в Лондоне? Можно предположить следующее:

Активизацию поддержки стратегии борьбы с международным терроризмом, а значит, поддержки идеологов этой борьбы в лице администраций Дж. Буша и Т. Блэра;

Аргументацию необходимости пребывания военных баз США и НАТО в Центральной Азии и развертывания новых пунктов базирования на Кавказе (Грузия, Азербайджан);

Подготовку атаки на Иран, Сирию (следует ожидать "выявление" в лондонских событиях сирийско-иранского следа).

С другой стороны, можно ожидать консолидации исламского мира с другими более близкими по сущности цивилизациями и его более активных действий против США, Израиля, Великобритании, их сателлитов и союзников. То есть налицо опять-таки раскрутка межцивилизационного противостояния.

Россия, не определившая своего геополитического места в современном мироустройстве, не имеющая своей геополитической идеи и пытающаяся следовать в русле политической стратегии США и лишь иногда встраиваться в стратегию Китая, обречена на то, чтобы быть объектом воздействия разнородных деструктивных систем, в том числе террористической сети.

Бороться с системой террора, безусловно, нужно. Но необходимо изменить подходы и методы этой борьбы. Если терроризм есть порождение внешней и внутренней политики государств, значит, нужно менять политику, а не только увеличивать число полицейских и ужесточать политический режим, ограничивая права граждан.

К сожалению, на саммите глав государств - членов "восьмерки" речь шла совершенно о другом. Значит, нужно ждать новых террористических атак.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

боро ть(ся) , борю (сь), бо рет(ся), бо рют(ся)

БОРО ТЬСЯ, борю сь, бо решься; нсв. 1. (с кем). Схватившись друг с другом, стараться повалить, положить на лопатки. Б. с одноклубником. Во дворе боролись мальчишки. 2. за что. Состязаться в чём-л., стараясь одержать победу. Б. за призовое место на конкурсе. Б. за звание абсолютного чемпиона. Б. за выход команды в финал. 3. с кем-чем, против кого-чего, за что. Активно действовать против кого-, чего-л., стремясь преодолеть или уничтожить; сопротивляться кому-, чему-л. Б. с конкурентами. Б. с мафией. Б. с бюрократизмом, с бесхозяйственностью. Б. против агрессоров. Б. против беззакония. Б. за ликвидацию последствий аварии. Б. с собой (стараться преодолеть какие-л. чувства, желания, привычки). * И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец (Пушкин). 4. за кого-что. Отстаивать кого-, что-л., добиваться чего-л. Б. за мир, за власть. Б. за свою идею, кандидатуру. Б. за каждого трудного подростка (помогать ему стать лучше). 5. Вступать в противоречие, сталкиваться (о чувствах, стремлениях). В душе боролись любовь и страх. Личное и общественное борются в тебе. Боре ние; боре нье, -я; ср. Высок. (3, 5 зн.). Б. чувств и разума. * Так жизнь скучна, когда боренья нет (Лермонтов). Борьба (см.).

БОРО ТЬСЯ с кем-чем (с оттенком подчеркнутого действия) / против кого-чего (об активном столкновении противоположных общественных групп, направлений, мнений). Бороться с интервентами; Бороться со снежными заносами; Бороться против инакомыслящих. 1. [стараться уничтожить, подчинить, преодолеть что-л.] с чем. Бороться со стихией; Бороться с мрачными мыслями. 2. [стараться предотвратить что-л.] против чего. Бороться против захватнических войн.

Способов того, как бороться с ленью сегодня предлагается немало (всевозможные мотивационные тренинги и самомотивации, аффирмации, самопоощрения, заговоры и т.д.), но, в общем-то, все они направлены сугубо на проявления лени — на то, чтобы как-то ее перебороть. Можно, конечно, перебороть лень один раз, другой, но велика вероятность того, что регулярно подталкивать и подбадривать себя в итоге станет просто лень. Причины ее ведь при таком подходе не устраняются. Так что о стандартных, банальных и, в сущности, неэффективных способах борьбы с ленью больше ни слова — этого «добра» вы найдете в достатке и на других сайтах. Я же расскажу о том, как бороться с ленью так, чтобы навсегда избавиться от нее . Единственный надежный способ это осуществить — разобраться с ее причинами.



Причины лени

Вряд ли вы всегда понимаете причины своей лени. Одно дело, когда вы физически или умственно устали — тогда лень вполне естественна, и это даже будет не ленью, а логичным требованием организма отдохнуть. Но чаще всего причины ее неясны — ну вот просто лень что-то делать и всё тут! В этом случае состояние лени провоцируется различными ментальными вещами , содержащимися в уме. И так, за банальной ленью могут стоять:

  • Различные страхи: неудачи, плохого результата — того, что дело, которым вам лень заниматься, у вас не получится. Или же, наоборот, страх успеха и того, что всё получится. А также страх осуждения, критики и другие.
  • Связанное, в общем-то, с первым — неверие в собственные силы и способности, в целом низкая самооценка.
  • Внушенные родителями и прочими людьми установки в духе «Не выделяйся», «Не высовывайся», «Сиди тихо» и т.д. Вроде бы уже давно забытые, но, на самом деле, что-то исчезать может только из памяти, в подсознании же всё сохраняется и влияет на сегодняшнюю жизнь.
  • Ощущение обязанности выполнять что-то, и возникающий в связи с этим внутренний протест. Зачастую такой протест против любого «надо» развивается еще в детстве, когда каждый день заставляют ходить в школу, делать уроки, выполнять разные поручения и т.д.
  • Надуманная сложность предстоящего дела, мешающая даже просто приступить к нему. В целом склонность к надумыванию всяких проблем и сложностей.
  • Ненависть к себе и порождаемый ей самосаботаж деятельности и прочий вред самому себе.
  • Лень может быть и следствием потери энергии из-за постоянного самоедства — например, в связи с чувством вины за какой-то поступок. Но здесь тоже налицо ненависть к себе или, как минимум, недостаток самоуважения.
  • Укоренившееся неверие в возможность что-то изменить в своей жизни. Тем более если ранее были провальные попытки каких-то изменений.
  • И многое другое.

Весь этот и прочий ментальный мусор скапливается в уме в течение жизни. Возникает он в результате каких-то пережитых ситуаций, воспринятой информации, воздействия со стороны других людей.

Откуда, например, может взяться страх неудачи? Он может постепенно формироваться в результате тех эпизодов прошлого, в которых человек в чем-то терпит неудачу, и однажды решает, что, видимо, так ему и суждено не особо преуспевать. Этот страх также могут подкрепить окружающие, которые вдалбливали ему, что «неудача — это плохо и надо этого избегать», что «неудачником быть — ужасно и позорно», что «нужно во всем быть самым лучшим» и т.д. Ну и как это всё может отразиться на человеке? Приняв подобные убеждения, сделав их своими, он в каждом деле будет переживать за результат, и расстраиваться, если что-то не получается, даже если дело незначительное. В итоге он может начать невольно избегать каких-то дел (поскольку те прочно ассоциируются у него с неудачей и связанными с ней негативными ощущениями), «включая» состояние лени.

И так со всеми причинами вашей лени — что-то произошло в прошлом, как-то отложилось у вас в голове и стало на вас влиять. И если что-то и забылось, то из головы ничто никуда не исчезает. Все страхи, установки, сомнения, протесты, психологические травмы, деструктивные решения, вредные убеждения и прочий мешающий жить мусор, в том числе из детства и младенчества, и ныне мельтешат у вас в уме, а вы невольно и неосознанно на всё это ведетесь — автоматически реагируя и действуя под влиянием всего этого хлама.

Хотите успешно бороться с ленью — очищайтесь от всего набранного мусора. Кроме того, так не только лень развалится, но и все прочие ваши проблемы.

Эффективно бороться с ленью можно через обработку тех эпизодов прошлого, в которых образовались те или иные ментальные вещи. Специальная обработка снимет с эпизодов негативный эмоциональный заряд, в результате чего прошлое и особенно какие-то моменты больше не будут вызывать у вас неприятных ощущений, а также очистит ум от всего возникшего на базе этих эпизодов ментального хлама, благодаря чему развалятся те проблемы, которые этот хлам вам создал.

Такую обработку лучше всего осуществлять, используя свое подсознание , по следующим причинам:

  1. В вашем подсознании имеется информация о каждом моменте вашего прошлого, со всеми подробностями каждого момента. Вам даже не нужно будет вспоминать эпизоды, которые вы захотите обработать, — достаточно словесно указать на них («все эпизоды, когда мы ленились», например) и дать команду подсознанию обработать их.
  2. Все команды на обработку можно давать подсознанию при помощи понятных инструкций, в которых описано, какого рода эпизоды ему нужно найти и как их обработать. Просто зачитываете инструкции и запускаете их ключевой фразой.
  3. Подсознание обладает колоссальной вычислительной мощью, благодаря чему оно способно обрабатывать сразу все эпизоды заданного вами типа. То есть если вы дали команду обработать все эпизоды, в которых ленились, то все подобные эпизоды будут обработаны, когда бы они ни случались, хоть в далеком-предалеком детстве.
  4. Благодаря всё той же мощи подсознания, вы можете отправлять на проработку по несколько разных проблем в день (затратив на это полчаса-час в удобное время). И подсознания будет все их обрабатывать, в то время как вы продолжите заниматься своими делами.

В общем, замечательная штука подсознание, и просто глупо бороться с ленью (да и с прочими проблемами) и не задействовать для этого его мощь.

Опытным путем была выработана наиболее эффективная форма инструкций для подсознания — такая, чтобы эпизоды прошлого обрабатывались максимально полноценно, и весь ментальный хлам хорошо вычищался, ну и, соответственно, чтобы результаты практикующие получали таким образом быстрее. Все разработанные техники объединили в систему для работы над собой, которую назвали Турбо-Суслик . На нашем сайте вы можете бесплатно скачать руководство по системе Турбо-Суслик в формате PDF, в котором найдете всё необходимое для работы:



Почитайте, что пишут те, кто уже распрощался с ленью и целым рядом других своих проблем, работая по системе Турбо-Суслик.

Желаю и вам расстаться со своей ленью!

“Лень появляется там, где пропадает интерес к жизни” - сформулировала моя подруга. И я вдруг поняла, что она права. Права на все сто, если не тысячу процентов! Бесполезно изыскивать новые способы самомотивации, примерять к себе новые методики и экспериментировать со стимулами до тех пор пока мы смотрим на жизнь сквозь мутное стекло, забившись в покосившийся домик обыденности.

Мы надеемся, что инициировав перемены, мы расцветим свою жизнь красками и вернем утраченный вкус к жизни. Но нет. Перемены не инициируются, лень процветает а сила воли тает на глазах. Мы все меньше уважаем себя, верим в свои силы и все реже пытаемся что-то изменить. Чтобы в очередной раз не сталкиваться с собственной слабостью.

Лень - именно она виновна во всех наших несчастьях. Так думают многие. Так думала и я. Каждый раз пытаясь перебороть свое внутреннее сопротивление и в очередной раз терпя сокрушительное поражение я все сильнее убеждалась в собственной слабости. В неспособности доводить до конца начатое и в отсутствии силы воли. (Причем когда дело касалось интересов друзей или работы - сила воли откуда-то появлялась и демонстрировала поразительные успехи).

Слова подруги в один миг поставили на место недостающий пазл. Конечно же не лень является первопричиной. Утрата интереса к жизни - вот моя основная проблема.

Искусственные попытки стимулировать желания пролистыванием модных журналов и просмотром зарисовок из жизни звезд жалкий суррогат по сравнению с теми эмоциями которые в детстве мне давали потрепанные книги о приключениях и волшебстве. Вот она настоящая жизнь - казалось мне тогда, и я с нетерпением ждала, когда вырасту и смогу выйти в этот захватывающий взрослый мир.

Я выросла - и мир оказался другим. А может быть я к тому моменту утратила что-то очень важное - себя.

Читая замечательную книгу Джулии Кэмерон «Путь художника» я попыталась выполнить простое упражнение, задача которого определить что интересно тому творческому раскрепощенному и гениальному ребенку, который сидит в каждом из нас. Задача была проста: не задумываясь быстро написать 10 занятий или поступков, которые кажутся вам увлекательными и на которые мы бы решились если бы это было нам позволено.

Простой вопрос, не правда ли? И знаете, кроме банального путешествовать (в комфортной каюте разумеется, а не за штурвалом пиратского корабля, как мечталось в детстве) мне ничего НЕ ЗАХОТЕЛОСЬ. Мой внутренний ребенок просто НЕ ОТОЗВАЛСЯ,

Годы игнорирования внутреннего творца сделали свое дело. Он - нет, не хочется верить, что умер - просто заснул. Или спрятался, боясь, что очередной его порыв будет растоптан разумными суждениями несчастных взрослых.

Где взять энергию, силы и желания, если внутренний колодец счастья перекрыт? Если мы ищем ответа в книгах, блогах, религии - в чем угодно только не в себе.
Мы разучились слышать себя, доверять себе и любить. Мы разучились рисковать, потому что риск ради чуждой цели больше походит на прыжок в пропасть. Да и не хотим мы через нее перепрыгивать, так как в глубине души знаем, что ни одно формальное достижение не даст нам необходимых эмоций. Не подарит радость бытия и счастье.

Единственный способ забыть о лени - разбудить в себе ребенка, дать ему то что так не хватало все эти годы - любовь, внимание и поддержку. Не у всех получится сразу достучаться. Кому-то помогут вспомнить забытые ощущения любимые детские занятия - да здравствуют пейнтбол, веревочные тренинги, танцы для сеньоров и творческие студии для взрослых. Кто-то может решиться на путешествие в страны о которых читал в приключенческих романах. У каждого из нас путь будет свой. Но уверена, этот путь каждый сможет пройти до конца, потому что только он и есть настоящий. Потому что только так и можно жить, открывая сердце прекрасному и с радостью принимая неизведанное.

Давайте все мы, кто безуспешно пытается изменить свою жизнь на один год оставим эти попытки. Давайте сбросим этот груз неудачника и просто отдадимся процессу самопознания. Уверена, даже самые загруженные работой люди могут вырвать у телевизора несколько часов в день для творчества, прогулок, общения со школьными друзьями (именно со школьными - они не только вернут нас в детство, но и уберегут от обсуждения рабочих тем).

Давайте писать блоги, делиться открытиями и комментировать. Давайте просто жить, не задумываясь насколько мы стали успешнее в глазах окружающих. Давайте учиться жить чувствами, а не разумом (в свободное от работы время разумеется), давайте совершать безумства и экспериментировать. Со своей внешностью, своим домом, своей жизнью.

А цели - пусть немного подождут. Совсем скоро мы будем готовы снова вернуться к их выбору. Но это уже будет искренний и ИСТИННЫЙ выбор. Выбор который не потребует от нас проявлять чудеса силы воли и бороться с ленью, но сам будет давать силы и энергию для преодоления Пути. Потому что это будет НАШ путь, НАШ выбор и НАША жизнь.

Часть наших помыслов, хотя мы и считаем их своими, не являются нашими - посредством их с нами собеседуют бесы. По учению Святых Отцов, злые помыслы являются зародышем греха. Ибо приняв помыслы, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу зла, и она перерастает в грех. Поэтому бесовские помыслы необходимо отражать. Существует три способа ведения мысленной брани. Первый способ - противостоять помыслам. Приходит к нам злая,гневная или мстительная мысль, но мы понимаем, что это недостойно, и начинаем молиться: «Господи, отсеки от меня этот злой помысл». То есть стараемся противостоять ему своим умом. Этот способ можно назвать законом духовного сопротивления.

Однако помыслы могут быть не единичными, но обрушиваться на человека, как порывы шквального ветра. И сопротивляться каждому по отдельности оказывается достаточно сложно. Мы уподобляемся тогда человеку, который пытается бороться с волнами в бушующем море, веслом направляя свой кораблик. Когда человек понимает, что таким образом ему не справиться с этим шквалом, он может избрать другой путь, который как раз и советуют Святые Отцы как более безопасный и более эффективный. Второй образ ведения мысленной брани - воспарять умом выше помыслов. Это можно назвать законом духовного вытеснения. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Захотелось отомстить кому-то, обидеть, сделать какую-то гадость, обидеться - а мы начинаем, наоборот, за этого человека молиться. Или прилепляем свой ум к Богу, воспаряем к Нему, к своему Творцу и Создателю, и начинаем читать Иисусову молитву : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». При этом мы как бы поднимаемся над бушующим житейским морем, и злые помыслы, которые могли бороться с нами, оказываются внизу. Преподобный Исаак Сирин говорит, что не только молитва, но и чтение Священного Писания избавляет христианина от этой борьбы со шквалами злых помыслов. Посему недаром Святые Отцы и говорят нам о том, что мы должны уделять большое внимание чтению духовных книг, Нового Завета, .

Третий способ мысленной брани особенно актуален для тех, кто уже достиг какого-то духовного совершенства и действительно подвизается - это как бы погружение под эти помыслы. Если можно так сказать, закон погружения. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и бесы являлись к нему в келью, а он от изнеможения уже не знал, что ему делать. И Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о будущих мучениях, о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, когда сам укоряет себя, каждую минуту, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, - это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол.

Таковы три способа борьбы с дурными помыслами. Первый и третий весьма трудны для человека неопытного в мысленной брани, а вот второй -молитва, чтение Священного Писания и воспарение ума к Богу - поможет нам и укрепит нас в противоборстве тем мыслям, которые диавол посылает для погубления наших душ.

Когда мы обнаруживаем, что какая-то мысль начинает нас бороть и какая-то страсть начинает проявляться, надо вспомнить старое святоотеческое правило, которое гласит: клин клином вышибается.

Что это значит? Это значит, что когда идет какой-то конкретный злой помысл, не нужно читать какую-либо длинную молитву. Да, молитва Иисусова непременно помогает молящемуся, как и Богородичное правило. Но, как показывает опыт, крайне тяжело внимательно прочитать долгую молитву, когда мощно восстает гнев, ненависть либо иная страсть. Что же делать? Вышибать клин клином, то есть в ответ на любой злой помысл, обращаться к Богу с краткой молитвой, которая отражает конкретно этот помысл. В молитвослове, среди молитв на сон грядущим, есть коротенькие молитвы Иоанна Златоустого: Господи, не введи меня в напасть, Господи, подаждь мне жизнь вечную - всего двадцать четыре молитвы, по одной на каждый час суток. Святой специально создал эти молитвы, чтобы совершенствоваться в мысленной брани и ими отражать врага.

Так каждый из вас, когда видит, например, злой помысл раздражения, может кратко помолиться: «Господи, избавь меня от раздражения». Приближается гнев - может попросить: «Господи, избавь меня от надвигающегося гнева». А затем просить, чтобы Он дал добродетель, противоположную злой мысли или злому навыку: «Господи, подаждь мне умирение души», «Господи, подай мне терпение», «Господи, дай мне выдержку». То есть попросить у Бога помощи именно на добрый помысл. Если был помысл раздражения: «Господи, подаждь мне спокойствие». Был помысл гнева: «Господи, подаждь мне прощение или великодушие». Надо совершенно четко, конкретной молитвой постараться призвать помощь Божию.

Этот совет взят из аскетической практики. И когда человек поступает таким образом, он постепенно научается навыку ведения духовной брани.

Если вы думаете, что успеете встретить врага лицом к лицу, то глубоко ошибаетесь. Как правило, диавол ведет брань крайне подло. Он застает человека врасплох, когда тот не ожидает. Поступим в этом случае так же, как поступают кораблеводители. Когда налетает буря, они бросают другие дела, задраивают все люки и борются до тех пор, пока волны не улягутся. Так же и нам надлежит делать. В тот самый момент, когда шквал помыслов или злых мыслей будоражит нашу душу и мы чувствуем, что раздражаемся и гневаемся, что нас просто трясет - в этот самый момент надо понять, что необходима напряженная мобилизация всех сил. Потому что можем какого-то человека обидеть на всю жизнь, сказать какие-то недостойные слова, совершить необратимые проступки. Поэтому, в момент духовного шквала проявим максимум сосредоточенности и духовного внимания. Задраим все люки, оставим все дела и будем усердно молиться. В книге «Невидимая брань » святого Никодима Агиорита есть примеры таких молитв: «Господи, в помощи мне потщися», «Господи, будь мне защищение и помощь», «Господи, противостань врагу моему», «Господи, будь мне Оружие и Щит». Каждый раз, когда человек шквалу помыслов противопоставляет именно молитвы, враг отступает - огонь исходит от вас и врага-супостата действительно опаляет, и вы с удивлением можете заметить, что буквально мгновенно этот шквал прекращается. Он тут же, через некоторое время, захлестывает снова, и мы опять, в этот самый момент, должны прибегнуть к молитве: «Господи, помоги мне», «Господи, уязви врага-супостата». И опять огонь Божественной благодати попалит врага, давая нам послабление.

И сколько же это будет длиться? А сколько кому дано. Некоторые борются несколько минут, некоторые несколько часов, а некоторые, я знаю, месяц; бывают бури, длящиеся неделями, месяцами. Но как вы знаете, шторм всегда проходит, и тучи исчезают, выходит солнце. Господь никому из нас не даст креста, который не по силам. Поэтому каждому из нас духовная брань будет соразмерна.

Итак - когда налетает туча злых помыслов, нужно немедленно все оставить и противостать врагу постоянной молитвой, которая будет отражать нападение врага: «Господи, отжени от меня эти злые помыслы и уязви врага-супостата». И бороться до тех пор, пока нападение не прекратится.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОРЬБЕ С ПОМЫСЛАМИ

Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Нападут мысли, гони их: «А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», - вот и всё.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

В коем всему не предшествует страх Божий, в тех помыслы бывают в смятении, как овцы, не имеющие пастыря; а кому он сшествует или предшествует, в тех помыслы пребывают в благопокорности и в благочинии, как овцы в овчарне.
Пресвитер Илия Екдик .

Если случается нам от невнимания возгореться похотью злою, или гневом, или завистью, или ненавистью, или другим чем ненавистным Богу, да не дивимся. Но поскорее восстановим себя в прежнее доброе настроение, отрезвимся и не замедлим во зле этом, ибо произвольное замедление в этом приносит неизвинительное осуждение.
Преподобный Феодор Студит (†826).

Посмотрите, от чего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается: с помыслов, лёгких сочувствий и медления в помыслах… большего и большего… до вожделений греха… и после которого грехопадение не замедляет… Главное тут — не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслом, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.

…Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою.

Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы…

Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой помысл и отвернут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны.

Поставьте себе законом с Господом всегда быть умом в сердце, и блуждать мыслям не позволять, а как только уйдут, ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с сладчайшим Господом. Поставив такой закон, нудьте себя верно исполнить его — браните себя за нарушения, штрафы на себя налагайте и Господа молите, чтобы помог вам в сем наиважнейшем деле.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Невыносима для нас сила этих борений: как бы ни умудрились мы в распознании прилогов помыслов, все равно будем побеждаемы и поражаемы ими. Никогда этих борений не избежим мы, ибо окончание одного борения заставляет вступить в другое. И если мы даже преуспеем в этом служении, будучи бодры и бдительны, все равно от ржавчины страстей и нечистоты помыслов, даже если иногда и побеждаем их, мы никогда до конца не очистимся.
Пренебрежем ненадолго этим помышлением и этим блужданием долу, братья мои, и признаем, что немощны мы пред лицом этих помыслов и демонов; прибегнем к Господу и взойдем немного ввысь – туда, где иссыхают помыслы и исчезают движения, где угасают воспоминания и отмирают страсти, где естество наше проясняется и изменяется…

Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость…
Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших.
Авва Стратигий, из «Отечника».

Помысл, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел.

Вот приходит помысл, и ты его прогоняешь. Это не падение. Но вот он приходит, и ты собеседуешь с ним. Это падение. А может быть и так: вот он приходит, ты его ненадолго принимаешь, а потом изгоняешь. Это половина падения, поскольку и в этом случае ты повредилась: ведь диавол осквернил твой ум. То есть в последнем случае ты все равно что говоришь пришедшему диаволу: «Добрый день, как поживаешь? Хорошо? Присаживайся, я тебя угощу. А?! Так ты диавол? Ну, тогда уходи!» Но раз ты видела, что это диавол, зачем было пускать его внутрь? А теперь ты его «угостила», и поэтому он придет вновь.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей.
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

Иногда без согласия нашего какой-нибудь помысл скверный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно седержит у себя ум наш. Однако же знай наверное, что и сей помысл произошел от нас самих; ибо или по крещении мы предавали себя такому худому помыслу, хотя не исполняли его делом, или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросим их; скверный же помысл, пребывающий в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.

Каждый насколько верует Господу о будущих благах, презрев человеческую славу и удовольствия, настолько и помыслы удерживает, и настолько бывает спокойнее того, кто любит удовольствия.

Если хочешь, чтоб тебе не стужали злые помыслы, имей душевное уничижение и телесную скорбь, и это не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, ежели сам Бог не удержит его и не отреет помыслы. Только сильные и многопреуспевшие в духовном делании в состоянии удерживать ум и прогонять помыслы. Но и они не своею силою прогоняют их, а с Богом подвизаются в противоборствовании им, облекшись благодатию и во всеоружие Его.
Преподобный Григорий Синаит (XIV век).

Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!».

Старайся презирать их, молясь псаломским словом: Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая (Пс. 69, 2-3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2) и прочее по избранию до конца… Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хощет всем спастися и в разум истины приити.

Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!».
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, – вводятся помыслы святые, божественные.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Когда злой помысл восстает в тебе и хочет тебя в грех ввергнуть, отвечай тогда по подобию мучеников: «Христос меня искупил Себе, Христов я, Христу должен и служить верою и правдою».
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражии вылазки, не допустить себя до большого греха. Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Иногда демоны внушают тебе помыслы, и снова побуждают тебя молиться об их одолении или прекословить им, и добровольно отступают от тебя, чтобы, обольстившись, подумал ты, что начал препобеждать помыслы и устрашать демонов.

Лукавые помыслы исторгай иными помыслами.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

А мы, если и окунемся в скверные помыслы – не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения, и Господь Милосердый простит.

Иисусову молитву читать на помыслы – единственное против них средство.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Когда беспокоят помыслы или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Протоиерей Сергий Филимонов

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!