Бизнес на госзакупках с нуля: пошаговая инструкция. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка Лекции по 44 фз

Интересуют госзакупки для чайников в России в 2019 году? Выясним, какие этапы их проведения, как стать участником и на каких сайтах регистрироваться.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Хоть краем уха, но о системе государственных закупок слышал почти каждый. Но и сейчас большинство предпринимателей относится к ней с опаской.

А ведь все, что требуется для того, чтобы участвовать в госзакупках – предпринять некоторые несложные предварительные шаги.

Важные моменты

Сведения о проведении госзакупок есть на всех официальных интернет-ресурсах. Можно попробовать разобраться в представленных данных самостоятельно. Можно же обратиться за помощью к специалисту-закупщику.

Что это такое

Госказупки могут принести не только , но и престиж. Их участниками может стать как крупное предприятие, так и обычный ИП или физлицо.

Для чего это поставщику:

  1. Так можно получить дополнительный доход.
  2. Если госконтракт будет исполнен должным образом, будет подтверждено надежность компании, положительную репутацию.

Тендером или закупкой называют процедуру, при которой поставщик выбирает товар или услугу или исполнителя работ на конкурентной основе.

Выбор осуществляют, опираясь на предложения участвующих лиц. Условия проведения тендера определены заранее.

Основные принципы тендеров – они соревновательного характера, являются справедливыми и эффективными.

Госзакупки представляют собой систему расположения заказов на товара, оказание услуг для муниципальной или государственной нужды.

Государственные и муниципальные заказы многочисленны, но большая часть мелких, что не превышают 1 млн. руб.

За счет этого участниками могут стать не только крупные фирмы, но и представители малого бизнеса.

Поставщики, что представляют малый бизнес или являются некоммерческими предприятиями, должны знать о существующей квоте – не меньше 15% общего годового объема государственных закупок заказчик должен делать у них ().

Государственные закупки производят на спецпорталах, каждый из которых представляет собой электронную торговую площадку, что отобрана по Приказу Минэкономразвития.

Все сведения о торгах, что проводятся, представлены на официальной странице размещения заказов на поставку товара.

Заказчиком по контрактной системе может стать государственный или муниципальный орган, казенное или бюджетное учреждение. Заказы доступны, а значит, их могут пересмотреть все желающие поставщики.

Есть не только государственные площадки, но и иные сайты, где собрано информацию и тендерах коммерческого и государственного характера.

Часть бесплатна, часть же предоставит доступ по определенному тарифу, предложив обучение и поддержку в сопровождении тендера.

Основные положения 44-ФЗ и 223-ФЗ

При проведении госзакупок лица должны опираться на положения .

Если речь идет о государственных корпорациях, субъектах естественной монополии, хозяйственном обществе, в том числе и дочернем, с госучастием в размере больше 50 процентов, и некоторых иных фирмах, актуальны нормы .

Такие закупки тоже считают государственными. Иногда используют понятие «корпоративные закупки».

Бывает и такой вид закупок, как коммерческие, что представлены тендерами, организованными иными предприятиями, что не попадают под действие указанных законодательных документов.

Варианты, по которым определяется поставщик, прописаны в . Способ может быть конкурентным и неконкурентным.

Во втором случае речь идет о закупках у одного поставщика/исполнителя. Классификация конкурентных такова:

Если госзакупки открытые, то сведения о них сообщаются заказчиками лицам без ограничений. Требования же к каждому участнику выставляются одни и те же.

При закрытом способе определения поставщиков приглашается ограниченное количество компаний, которые отбираются по определенным требованиям.

Закрытый способ применим, если:

Чаще всего госзакупки имеют форму электронного аукциона, открытого конкурса и закупки у одного поставщика.

Если к заказчику применимы нормы ФЗ № 223, то он имеет больше возможностей. Кроме конкурентного способа закупки осуществляется и закупка у единственного поставщика.

Когда именно такой вариант возможен, указывается в законодательстве, так как есть коррупционный риск.

Правовое регулирование

Актуальные нормативные акты:

  1. вводит такое понятие, но утрачивает силу в 2014 году.
  2. Действующий нормативный документ – Федеральный закон № 44 от 5 апреля 2013 года, но часто можно встретить ссылки на ФЗ № 94.
  3. (правила получения электронных подписей).
  4. и иные нормативные документы.

Госзакупки: инструкция для начинающих

При такой процедуре, как электронные аукционы с каждым следующим предложением цену уменьшают. Так победителем станет тот участник, что предложит самую низкую цену.

Проведение аукциона осуществляется операторами (ЭТП). Участвовать в госзакупках вправе любое юридическое или физическое лицо, которое:

  • не проходит процесс и не стало банкротом;
  • не имеет по налоговым платежам;
  • не имеет судимостей за совершенное преступление в отрасли экономики.

Доказать свое право на участие в тендере несложно – нужно просто задекларировать факт того, что фирма соответствует установленным требованиям.

Госзаказчики не проверяют сведения и не пишут запросы. От имени компании участником может выступать руководящее лицо или доверенный сотрудник фирмы.

Если предприятие большое, может быть создан тендерный отдел, что осуществляет мониторинг и готовит заявки на тендеры, что одобрило руководство.

С чего начать

Чтобы получить доступ к аукциону, стоит заранее получать аккредитацию на площадке, где его проводят. Собирают определенные документы и получают образец электронной подписи в Удостоверяющем центре.

Как проводится аккредитация, описывается на сайте площадки. Для участия в конкурсах готовят определенные документы, учитывая требования заказчиков.

Заявка направляется в установленные сроки. Проведение конкурса осуществляется в электронном формате, по запросу котировок или на «бумаге» (когда заявка передается в запечатанном конверте).

Хотя возможно принятие заявок и тем, и другим способом. Конверты вскрывают и открывают доступ к электронным заявкам в один и тот же момент.

Комиссией оцениваются заявки и определяется победитель. При конкурсе победителем может стать лицо, что предложит лучшие условия – наличие опыта, гарантии на поставляемый товар и иные критерии важны.

Основные этапы обучения

Опишем порядок действий, которого должны придерживаться компании и физические лица, желающие участвовать в торгах:

Первым делом необходимо получить электронно-цифровую подпись Если ее у вас не будет, то стать участником аукциона не получится. Такой образец подписи имеет ту же юридическую силу, что и обычная подпись на бумажном документе. продает специальный центр
Далее следует зарегистрироваться на портале zakupki.gov.ru Так как информация об имеющихся заказах собрана именно там. Но вот этот сайт используют только для регистрации, само участие осуществляется через специальные электронные площадки
Зарегистрируйтесь на какой-либо электронной площадке Для этого не нужно ничего платить. Придумайте логин и пароль для входа в аккаунт, пройдите аккредитацию. Отсканируйте справки, загрузите их и ожидайте, пока вашу кандидатуру одобрят. Перечень необходимых документов есть на портале. Если вы являетесь , то предоставляется выписка из , копия паспорта. ООО должны предоставить больший пакет документации
Заявка проверяется сотрудниками площадки в течение 5 дней Если будет обнаружена ошибка в одном из документов, то придется пройти регистрацию еще раз. Учтите, что при желании зарегистрироваться на нескольких площадках регистрационная процедура должна быть пройдена на каждой из них
Когда аккредитация пройдена Можно приступить к поиску подходящих закупок. При этом стоит изучить все предлагаемые условия, и тогда подавать заявки. До подачи заявки вносится определенная сумма . Чтобы подать заявку, следует знать, как ее правильно подготовить. Она должна состоять из 2 частей, одна из которых анонимна (это согласие поставлять товар). Во второй части прописываются данные участника, перечисляются документы, подтверждающие, что участник соответствует требованиям. Когда истечет срок, отведенный для подачи заявок, заказчики сформируют протоколы рассмотрения 1 части каждой заявки
Далее в установленное время зайдите на портал и примите участие в конкурсе Предложите сумму, которая будет выгодна вам и заказчику, и так сможете стать победителем. Тогда можно будет заключить соглашение

Рассмотрим некоторые особенности участия. Чтобы найти нужный аукцион, стоит пересмотреть информацию на официальной общероссийской интернет-страничке.

Сведения будут размещены за 7-20 дней до момента, когда окончат принимать заявки от участников. Учитывается начальная максимальная цена.

В РФ есть такие электронные площадки:

  1. Сбербанк АСТ.
  2. ОАО ММВБ Госзакупки.
  3. РТС-тендер.
  4. ГУП Агентство по госзаказу, деятельности инвестиционного плана и межрегиональным связям Татарстана.

Каждая площадка имеет реестры аукционов и форму поиска. Адрес авторизованного удостоверяющего центра, в котором можно получить электронную цифровую подпись, посмотрите на портале www.zakupki.gov.ru.

Получить подпись можно за пару дней. В том случае, если оператор откажет в принятии вашей заявки, он должен обосновать свое решение, указав, какие ошибки допущены.

Ни одна площадка не устанавливает ограничений по прохождению аккредитации. Но стоит помнить, что рассмотрение каждой заявки осуществляется в течение 5 дней.

А теперь поговорим о размере взноса. На счет на одной из торговых площадок следует перевести средства.

Если участвуют лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, то сумма платежа составит 2 процента от максимальной начальной цены.

В иных случаях платят 5 процентов. Когда торги будут окончены, сумму разблокируют, и появится возможность снять деньги со счета.

Участвуя в аукционе, стоит обращать внимание на время, что осталось до окончания, и шаги аукционов.

Видео: 5 проблем начинающих участников торгов

Шаги устанавливаются на законодательном уровне – 0,5% от стоимости, что установлена изначально. Каждый раз участник имеет 10 минут, чтобы подумать, предлагать ли свою цену.

Если аукцион открытый, участники не могут предлагать цену контракта, что больше предложенной суммы ранее. Но стоимость не может быть ноль. Но не стоит отступать от установленного шага.

Если в течение 10 минут никто не предложил свою цену, торги завершаются. Далее формируется протокол с итогом торгов. Победителю направляют контракт, который подписывается в установленные сроки.

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

В ближайшее время начнет действовать ряд новых норм Закона о контрактной системе, которые существенно повлияют на работу заказчиков, комиссий и контрактных служб.

Приведем перечень основных изменений.

  • введены новые виды закупок в электронной форме;
  • изменен срок внесения изменений в план-график;
  • установлено новое требование к участникам;
  • пересмотрен порядок обеспечения заявок.
  • обязанность проводить тендеры только в электронной форме;
  • ведение единого реестра участников в ЕИС;
  • новые правила при определении объема закупок у СМСП и СОНО.
  • возможность обеспечения заявок банковской гарантией.
  • начинает действовать государственная информационная система «Независимый регистратор».

Рассмотрим подробнее основные изменения.

Новые электронные закупки

С 01.07.2018 заказчики смогут, кроме электронного аукциона (ЭА), проводить следующие закупочные процедуры в электронной форме:

  • открытый конкурс (ОК);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос предложений (ЗП);
  • запрос котировок (ЗК).

Предусмотрена также возможность проводить закрытые тендеры в электронном виде на специализированных площадках.

Электронные процедуры будут проходить быстрее, чем бумажные:

  • ОК: публикация извещения — не позже 15 р. д. до окончания подачи заявок (ст. 54.2); рассмотрение и оценка первых частей заявок — не более 6 р. д., если НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.5); вторые части — не более 3 р. д., при НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.7);
  • ЗК: публикация извещения — не позднее 5 р. д. до окончания приема предложений; рассмотрение — 1 р. д. (ст. 82.2);
  • ЗП: публикация — за 5 р. д.; рассмотрение — 1 р. д. после приема окончательных предложений (ст. 83.1).

В настоящее время не определен список электронных площадок, работающих по новым правилам. Пока можно использовать прежние площадки, работающие с госзакупками.

С 01.01.2019 можно будет проводить только электронные тендеры, кроме отдельных видов:

  • тендеры, проводимые за границей;
  • для неотложной, гуманитарной помощи;
  • при чрезвычайных ситуациях;
  • закрытые процедуры;
  • единственный поставщик;
  • по решению Правительства РФ.

Электронный аукцион — что изменилось

Для ЭА при НМЦК менее 3 млн руб. теперь установлен срок рассмотрения заявок — не более 1 р. д.

Изменены требования к заявкам.

По первой части (ч. 3 ст. 66):

  • участник с помощью аппаратных средств дает согласие на поставку ТРУ в соответствии с документацией;
  • предоставляет конкретные показатели товара и товарный знак, только если заказчиком не указан товарный знак или участником предлагается эквивалентный товар;
  • при наличии национального режима — сведения о стране происхождения товара.

По второй части добавлены требования (ч. 5 ст. 66):

  • указывать почтовый адрес организации;
  • направлять документы, подтверждающие преимущества;
  • при наличии нац. режима — документы, подтверждающие страну происхождения. Их отсутствие не является основанием для отклонения, а рассматривается как предложение иностранных ТРУ.

Шаг аукциона теперь не менее 100 руб. (ч. 6 ст. 68).

Процедура определения поставщика: новые нормы

Планирование: если после несостоявшейся закупки заказчик внес изменение о проведении повторной, то для публикации соответствующего извещения не нужно ждать 10 дней. С 1 июля эта пауза сокращена до 1 дня (ч. 14 ст. 21).

Составлении документации:

  • при описании предмета допускается указание на товарный знак со словами «или эквивалент» или для обеспечения совместимости с имеющейся продукцией (п. 1 ч. 1 ст. 33);
  • в требованиях к участникам добавлено отсутствие законодательных ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1. ст. 31);
  • нельзя устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн руб. Размер определяется по схеме: НМЦК до 20 млн руб. включительно — 0,5-1 %; НМЦК больше 20 млн руб. — 0,5-5 %. До 30.06.2019 обеспечение по ЭА и конкурсам в электронной форме можно вносить только денежными средствами. После этой даты появится возможность предоставлять банковскую гарантию;
  • нельзя отклонить заявку, в которой не указана страна происхождения, кроме случаев наличия запрета на поставку иностранной продукции (ч. 3 ст. 53).

Закупка у ЕП: появились новые основания заключения контракта с ЕП — по несостоявшимся электронным закупкам (ч. 25.1-25.3 ст. 93).

Особенности закупок среди СМСП и СОНО с 01.01.2019

Если на закупку среди СМСП и СОНО подана только одна заявка или один участник допущен к торгам, этот тендер можно будет учитывать при подсчете объема таких закупок (ч. 1 ст. 30).

Если же не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует требованиям, можно провести новый тендер на общих основаниях, который уже нельзя будет засчитать в объем закупок у СМСП и СОНО (ч. 4 ст. 30).

Заключение и исполнение контракта

Контракты жизненного цикла: законодатель определил, что заключение таких контрактов в случаях, установленных правительством, — право заказчика (ч. 16 ст. 34).

Расчет пеней: теперь будет проводиться по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования (ч. 5,7 ст. 34).

Налоги и сборы: в проект контракта нужно включить условие об уменьшении суммы на размер налогов и сборов в отношении не только физлиц, но и юрлиц и ИП (ч. 13 ст. 34).

Отчетность: по этапам исполнения контракта, только если сумма больше 1 млрд руб., а также по строительству, реконструкции, кап. ремонту (ч. 9 ст. 94).

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!