А.С.Пушкин Барышня-крестьянка. Презентация на тему "барышня-крестьянка " Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое

Повесть покойного Ивана Петровича Белкина

«Барышня- крестьянка»

Анализ произведения


"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.


Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды (толковый словарь С.И. Ожегова)


Крестьянка - сельский обыватель, принадлежщий к низшему податному сословию (толковый словарь В.И. Даля)


Антите́за (от др.-греч. «противопоставление») - риторическое противопоставление, заключающееся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


Во всех ты, Душенька, нарядах хороша .



Характеристика Алексея Берестова и Лизы

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина

  • 1 .Характеристика персонажа, портрет :
  • «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
  • Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
  • «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

  • «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
  • «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

  • Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
  • «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.





Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский


Домашнее задание

  • Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.

Творческое задание:

1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)

2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)

3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

1 слайд

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Выполнили: Колачева Анна Захарова Екатерина Шаталин Андрей

2 слайд

История создания В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе». Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда. Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей доходчивостью до самых широких читательских кругов.

3 слайд

Как задумывались и писались «Повести Белкина» Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному и покойному. Это был честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти «простые» повести. Таким образом, Пушкин скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, позволяет выразить свое отношение к этим историям. Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».

4 слайд

Жизнь трудна, полна тревог, ссор, обмана и самодурства, она требует преодоления препятствий. И эта реальность далека от героев романтизма. Холодный климат, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие, злоупотребления и несправедливость власти– все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но простые люди хотят быть счастливыми, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме, которую он развил в том же Болдино позднее, в 1833 году. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. Как задумывались и писались «Повести Белкина»

5 слайд

«Выстрел» Всю жизнь свою он потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, отомстить графу, отстоять свое первенство. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага. Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый и храбрый человек, служивший в армейском гусарском полку в скучной провинции. Позже он встретился и вступил в неравную борьбу с красивым, богатым и знатным сослуживцем. У нищего и незнатного Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета.

6 слайд

«Метель» Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню к новому, выстраданному счастью. В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве.

7 слайд

«Гробовщик» Живой человек посвятил себя смерти, ему было легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Но все эти романтические ужасы стали обычным петербургским бытом. Настолько огрубела душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь героя. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни. В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом.

8 слайд

«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка» добро пародирует знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта» . Два богатых русских барина, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем дети их,Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники. По всей житейской мудрости им следует пожениться. Но вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит от пугливости кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Ьарины помирились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих переодеваний, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

9 слайд

«Станционный смотритель» Вырин не примирился с потерей и отправился в город спасать дочь. Однако, ротмистр оказался честным человеком. Отец вернулся на свою станцию и постепенно спился от горя и тоски. Дочь так и не приехала его навестить. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу после похорон. Позже Дуня вернулась уже блистательной барыней. На кладбище она «долго лежала» на могиле отца. Это народный обычай последнего прощания. Станционный смотритель Самсон Вырин – заслуженный отставной солдат, добрый и простодушный. Он - маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Всех гостей встречала его дочь Дуня. Так вечно не могло продолжаться. Молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез девушку на тройке в Петербург.

10 слайд

Проблемы В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении: зачем была дана человеку жизнь? В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет. В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

11 слайд

В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня. В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному. В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин. Проблемы


…в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем- И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут…


Именно в этот период были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей: «Барышня- крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел». В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее.


А.С.Пушкин лишь взял на себя роль издателя, а авторство приписал И.П.Белкину, провинциальному помещику, который собирал анекдоты из уездной жизни. Ивану Петровичу рассказывают занимательные истории разнообразные герои: титулярный советник А.Г.Н. («Станционный смотритель»), подполковник И.Л.П. («Выстрел»), приказчик Б.В. («Гробовщик»), девица К.И.Т.(«Метель», «Барышня- крестьянка»). Благодаря рассказчику, повести отличает необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность.






Любимым развлечением дворян была охота. Поэтому в усадьбе должна была быть псарня, псари ухаживали за собаками, кормили их. Но псарня не могла располагаться близко к господскому дому, дабы собаки не мешали сну барина. П.П.Соколов. На псарне. А.Н.Лисицына. Псовая охота.












НЕМНОГО ИСТОРИИ Дуэ́ль (от лат. duellum «поединок», «война» строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Дуэльный кодекс свод правил проведения дуэли.


ИЗ ДУЭЛЬНОГО КОДЕКСА Основное назначение дуэли решить недоразумение между дворянами, не прибегая к посторонней помощи. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление. Оскорбление может быть нанесено только равным равному. Дуэль может и должна происходить только между равными.




Известно, что А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намека на оскорбление себя или своих друзей, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности. Он хорошо фехтовал и был отличным стрелком, постоянно совершенствуя свое мастерство владения оружием. Часто эти дуэли заканчивались примирением из-за вмешательства друзей поэта.


Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной 1-й главы. В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание собственной дуэли Пушкина в Кишиневе в июне 1821 г. с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым. Через два дня поэт приписал к 1-й главе вторую.


ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ - Какое событие лежит в основе повести? - Кто является главными действующими лицами повести? - От чьего имени ведется повествование? - Для чего вводится образ рассказчика? - Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? - Чем необычен характер Сильвио?




Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа? -Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз? Что он испытывает, когда перед ним предстал безоружный соперник? Что победило в душе Сильвио? - Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа? - Почему в этот раз граф был взволнован?




В нескольких километрах от Болдина находится село Львовка, где посреди живописного липового парка с деревянной церковью и прудом располагается усадьба старшего сына поэта - А.А. Пушкина. Здесь в барском доме имения открыт уникальный литературный музей героев «Повестей Белкина». Львовка. Музей литературных героев. "Повести Белкина" "Повести Белкина"




В светлице Лизы Муромской, героини повести «Барышня- крестьянка», на стул брошен сарафан, в котором она пробиралась на свидания к барину Алексею Берестову. Рядом - аккуратные лапоточки, на туалетном столике - флакончики с румянами. Кажется, что хозяйка вот-вот вернется, чтобы вновь убежать на свидание. «БАРЫШНЯ- КРЕСТЬЯНКА»




Htm lhttp:// ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

Слайд 2

Работу выполнила: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Слайд 3

А.С.ПУШКИН Повесть БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

Слайд 4

1. Выявить жанровые особенности повести; 2. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; 3. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. ЦЕЛЬ УРОКА:

Слайд 5

Вот из моря вылез старый Бес:«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-«Да вот веревкой хочу море морщитьДа вас, проклятое племя, корчить». Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

Слайд 6

«Повести Белкина» ВЫСТРЕЛ БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА МЕТЕЛЬ СТАНЦИОННЫЙСМОТРИТЕЛЬ ГРОБОВЩИК

Слайд 7

Повести Белкина»-первое законченное произведение А.С. Пушкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Образ повествователя

Слайд 8

«Барышня-крестьянка»

ПРИЛУЧИНО ТУГИЛОВО Григорий Иванович Муромский Лиза-Бетси-Акулина МиссЖаксонНастя ИванПетровичБерестов Алексей Крепостныепомещиков

Слайд 9

Происходит много событий в жизни главного героя; Много действующих лиц, а главных героев 2; Одна сюжетная линия, связанная с главными героями; Характеры героев не меняются; Важен образ повествователя. "Барышня-крестьянка "- повесть (жанровые особенности)

Слайд 10

Средства раскрытия характера ПОРТРЕТ Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо.

Слайд 11

ПОСТУПКИ Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца. «Ах, Настя! Наряжусь я крестьянкою!» РЕЧЬ Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!